- Стихи и поэмы
- Проза
- Эссе
- Нулевая степень морали
- Аричкин
- Вверх ногами. Метаневесомость
- Байсун
- Топология переводчества. Где живет переводчик?
- Целесообразность
- Лошадь
- Сергей Шерстюк
- Снимаю не я, снимает камера
- 2000 кадров в секунду
- Пушкин
- Дигитальные русалки Матью Барни
- Подпись
- Предисловие к «Выбранному»
- Заметки к «Сельскому кладбищу»
- Крест-накрест
- Из письма Славе Курицыну
- Треугольник Урала
- Зольферайн. Шахты
- Людвиг Заменгоф
- Разное
- Эссе
- Переводы
- О поэте и письма
- Биография
- Письма
- Александру Давыдову
- Узкому кругу русских поэтов...
- Есть линии в американской л–ре...
- ... находить формы психологического времени
- Убийство Политковской ...
- ... кого деньги никогда не портили!
- ... видел фантастическую инсталляцию Ребекки Хорн
- ... мифы Барни прозвучали фантастически...
- Однажды я под влиянием книги Джулиана Спалдинга...
- Чефалу, это в 70 км. от Палермо...
- Но такой мощной публикации в США о Мета
- ... о новой антропологии с Д.А. Приговым
- ... стала манить литература о нейрофизиологии
- На выставке Клоссовски
- Попарт оказался совершенно "почвенным" искусством
- Украли мою веломашину
- Хочу поехать на Афон
- Я тоже не знаю как произносить точно Балтус
- ... самый загадочный мега-город Европы
- ... апофатический жест: образ через отрицание
- ... семинар по архитектуре в сто раз информативнее
- А я читал и перечитывал Эрвина Панофски
- В организованном пространстве всегда есть тайна
- Жарри был снижением, нечто вроде иронистов
- Здесь весь мир съезжается
- Это и произошло с платоновскими идеями
- И они презирают тех, кто продался
- На меня тратились десятки тысяч
- Но искусство это не естественное дело
- Ну, казачество есть и во мне
- Предстоит скорее всего операция
- Рейн отправляется в полицию
- С тех пор ничего подобного не было
- Страна стала чуть–чуть другой сейчас
- Теория облака
- Только литератору и лафа в Москве
- Эпигоны авангарда отталкивающие
- Это герметичность совсем другой природы
- ... статья Клемента Гринберга "Авангард и китч"
- ... цикл "Дирижабли"
- Алхимия
- Пресса пугает народными волнениями
- Это гибкая, тончайшая проза
- Вадиму Месяцу
- ... невозможно сопротивляться мифологической гравитации
- ... кое–где говорить о доблести русского оружия
- Хорошо бы поднимать отечественную нонфикшн
- ... туда входят не только поэты, но и византийские богословы
- ... я читал сегодня и "Бестиария" Тимофея, 5–й век
- У Хьюза есть великолепное перечисление имён собак
- Третий пантеон
- ... ощущение параллельной жизни всех исторических слоёв
- У нас карнавал в Кёльне
- Он всю жизнь обживал пустоты
- Я делаю чёрно–белые отпечатки
- Эти игрушки в основном отвратительны
- ... страшнее российского телевизора
- ... родные города не меняются
- ... правами на эксклюзивные публикации вновь написанного
- ... изматывающих нервы медицинских экзаменов
- ... в поэзии я встречаю "русский язык для иностранцев"
- ... заменяет сухой и точный Крым
- ... о поэзии русского метареализма
- А книга захватывающая и за ней драма и мука
- Береговая линия от Ниццы до Генуи
- Следим за состоянием Д.А. Пригова
- Сплошной action
- ... вы в том же домике с цветком на подоконнике
- ... и дух не находит ответа у судьбы
- ... мероприятие, куда приглашаются московские поэты
- ... национализм не титульной нации
- ... не исчезло из европейских характеров
- ... прошлое требует участия
- ... табу на миф в Германии
- А поколение Хендрика Джексона
- Аутентичность и восприятие
- Разговаривать–то я начал
- Уже лет 15 верлибр спущен с поводка
- Это огромная трата своего запаса
- Я бы хотел, чтобы она повидалась с этом врачом
- Я валяюсь в клинике в Гамбурге
- Я оч. хочу в Венецию
- Татьяне Щербине
- ... абстрактное понятие даёт визуальную форму
- ... мы видим Запад как устойчивый знаковый ряд
- ... чудесную по идиотизму рецензию
- "Пишущая машинка как зубы Дракулы"
- ... случай тектонических перемен в одном человеке
- ... матрас пока ещё обладает гораздо более выраженной индивидуальностью
- ... он признался, что любит поздние циклы Заболоцкого
- Этот драматизм возраста у Балтуса доведён до нерва
- ... коммуникации, живущие вне политического дискурса
- ... скажут богачам, чтоб не в музеи вкладывали, а в оборонку
- Михаилу Эпштейну
- Александру Давыдову
- Журнал «Комментарии»
- Юрий Арабов
- Владимир Аристов
- Евгений Бунимович
- Светлана Васильева
- Игорь Ганиковский
- Александр Давыдов
- Дмитрий Драгилёв
- Аркадий Драгомощенко
- Екатерина Дробязко
- Иван Жданов
- Александр Иличевский
- Илья Кукулин
- Андрей Левкин
- Вадим Месяц
- Олег Нарижный
- Дарлин Реддевей
- Владимир Салимон
- Андрей Тавров
- Джон Хай
- Марк Шатуновский
- Татьяна Щербина
- Михаил Эпштейн
- Журнал «НЛО»
- Поэтическая конференция и чтения на КрЯКК-2013
- Разные источники
- Вечер памяти Алексея Парщикова в Петербурге
- Вечер поэта и переводчика Хендрика Джексона
- Евгения Вежлян
- Дмитрий Драгилёв
- Екатерина Дробязко
- Елена Зейферт
- Александр Иличевский
- Виталий Кальпиди
- Андрей Коровин
- Алексей Королев
- Илья Кутик
- Леонид Латынин
- Андрей Левкин
- Денис Ларионов
- Александр Моцар
- Александр Самарцев
- Андрей Тавров
- Борис Херсонский
- Александр Шаталов
- Юлия Шералиева
- Сергей Соловьёв
- Найдено в сети (ссылки)
- Фото
- Видео
- Алексей Парщиков в фильме «День ангела»
- ART COLOGNE С Алексеем Парщиковым
- Парщиков интервьюирует Пригова
- Радио Свобода: «Парщиков: легенда»
- Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова
- Презентация книги «Кёльнское время»
- Алексей Парщиков: будущее восприятия
- Презентация книги «Минус-Корабль»
- Евгений Осташевский о знакомстве с Парщиковым
- Кристина Зейтунян о знакомстве с Парщиковым
- Митя Волчек о первой встрече с Парщиковым
- Михаил Йоссель о первой встрече с Парщиковым
- Михаил Ямпольский о не-метафорах у Парщикова
- Александр Иличевский вспоминает о Парщикове и читает «Нефть»
- Сергей Соловьёв читает мандалу Алексею Парщикову
- Илья Кутик читает «Четыре отрывка о Парщикове»
- Уэйн Чемблисс читает стихотворение «Сила» на английском
- Андрей Левкин читает стихотворение «Стража»
- Сергей Болмат об Алексее Парщикове - велосипедисте
- Хендрик Джексон читает «Лиман» на немецком
- Хендрик Джексон читает «Коты» на немецком
- Владимир Друк вспоминает Парщикова
- Григорий Стариковский о Парщикове
- Евгений Осташевский вспоминает Парщикова
- Людмила Вязмитинова о Парщикове
- Крисчиан Хауки читает «Коты» на английском
- Ульяна Вольф читает «Коты» на немецком
- Эссе Виталия Кальпиди «Чертеж Ангела»
- Семинар Елены Зейферт по поэзии Алексея Парщикова
- «Домашнее» видео 1999
- На главную
Вверх ногами. Метаневесомость
Три раза я был свидетелем, как мир становился вверх ногами, переворачиваясь с разной быстротой. Впервые, когда мне стукнуло десять лет, и я нырнул в озеро, проделав — ? — подводный кульбит. В барахтанье ориентация была смазана в поселковом лягушатнике на подкиевской даче. Спустя еще два десятилетия я встретился с классической статьей Флоренского «Обратная перспектива» и стал отсчитывать прогрессию духа не от себя, а от того, кто глядит на меня. Но представлений о внутреннем пространстве добавилось, когда я попал в Данию и разглядел скульптуру Колдера в Лузиане под Копенгагеном. Скульптура изнывала над Балтикой, волеизъявлялась, разбрасывала листовки с вертолета, который тайно из себя представляла, метила море, а оно в Лузиане — часть территории музея современного искусства. Борис Мессерер, указав на конструкцию, комментировал: «Смотри, как высушена. Какой гербарий необходимостей, выстраданных, отреченных форм». Колдер подвешивал материю на удочках, и скульптура нарушала привычный гравитационный вектор, шла кверху, она больше не опиралась на землю, внутрь нее можно было войти, монополия ядра обесценивалась, открывая поле парения. Через маятники Колдера я услышал палиндром равновесия, и возникла географическая Америка, мир антиподов, где на крылечках домов тысячи разнообразных подвешенных конструкций, издающих музыку на ветру — wind-chimes. В Калифорнии я думал, что эти домашние украшения — фольклор, петух на крыше, но это были «колдеры».
У художника различимы три сюжетных направления: цирк (проволочные конструкции), вторая плоскость — тяжелые ластоногие и спиралевидные штуковины из тянущихся кверху лепестков металла, как расцветающие улитки или динозавры, пытающиеся дотянуться до лакомой, обозначенной в воздусях точки опоры, и последняя фаза — завислость первичных форм, видимых как бы левенгуковским оком. Я говорю о колышущихся на прутьях модулях в форме человеческих следов по стеклянному куполу над нами. Первый шаг к Колдеру — его «Цирк», серия фигур, показывающих веер разнообразных телодвижений; можно вспомнить кинетическую сферу хореографа фон Лабана, в которой человек, стоя на одной ноге, свободно движет всеми частями тела, пропуская ось равновесия через солнечное сплетение. Этот театр колдеровских упрямых дураков создан из проволоки: графика, проволокой переведенная в трехмерность, когда наполнитель скульптурного объекта — свет как таковой, присутствует, как газовая смесь внутри лампы накала. Вот она, гибкая, с лебезящей улыбкой скульптура волчицы с подвешенными на спинной хорде сосцами. Мы видим биологическую вытянутость модулей Миро, деление клетки, отъединение последней капли от капли и появление внутреннего натяжения новорожденной плаценты, всякие ложноножки и щупальца. Сосцы светоносной волчицы с подвешенными на них жадинами Ромулом и Ремом: младенцы выполнены из проволочных бантов. В дальнейшем этот внегравитационный свет воскрылил и рассыпался по корректно подрагивающим проволокам. Колдер перевернул скульптуру и сделал ее из опирающейся на землю — висящей сомнамбулой, скульптура оказалась подошвами не туда. Мы видим ее снизу, озираем изнутри, по-детски заглядываем под стол и вторгаемся в ее пространство. Верх и низ у Колдера поменялись на 180°. По направлению к Колдеру я всегда вспоминаю о куклах, спустившихся в наш дольний мир на ниточках, на скрепах судьбы. «Согласно Клейсту», — пишет Вяч. Вс. Иванов, — преимуществом марионеток является то, что они не опираются на сцену и в этом смысле «противостоят силе тяготения».* Известно, что отрывок Клейста, в котором он говорит о природе марионеток повлиял на 4-ю Дуинскую элегию Рильке, на представление о марионетках как занимающих диффузное положение в мире между ангелами и человеками, и они, утверждал собеседник Клейста, обладают знаком обратимости времени. И здесь ли техническое пророчество Дюрера, если таковым считать его фиксацию на руке как таковой, когда кисть сравнима с лицом и может рассматриваться как автопортрет (рука олицетворена в буквальном смысле)?** Не этими ли руками (ведущими клейстовскую марионетку) подготавливался протестантский период цивилизации, где так ценно мануальное? Keyboard и экран, соединение руки и глаза? Но это догадки. В колдеровских мобилях мерещится так много нитяного, касательного, чуткого и настороженного, вдобавок висящего вверх ногами, как летучая мышь, что во всем этом американском наиве ничего не остается, как видеть образ первичной космической взвеси. Формы Колдера уходят корнями в небо и держат in sus-pens. Есть два выхода: или превратиться в воздухоплавательный аппарат, стать легче воздуха, или отдаться чугунному безразличию гравитации и рухнуть вниз, на Землю, к центру глобуса. Герой или предмет в подвешенном состоянии наполняются гиперобъективностью. Мгновенность напоминает о фотогеничности мира, о его первичном и объективном присутствии. Такая мера реальности была близка мне и, в каком-то смысле, Илье Кутику, а Михаил Эпштейн подобрал для свойственного нам положения вещей в поэзии название — презентализм. Процитирую из его «Каталога новых поэзий»: «Презентализм — соотносимая с футуризмом, но обращенная не к будущему, а к настоящему техническая эстетика вещей, магия их весомого, зримого присутствия в человеческой жизни. Феноменологический подход: мир фиксируется как таковой, в его данности, вне отсылки к “иной” сущности. Подчеркнуто дегуманизированный взгляд, снятый непосредственно с сетчатки глаза, до всяких психологических преломлений. Ориентация на системы знаков, принятые в современной науке и технологических производствах, — метафорическое употребление специальных слов. Природа переосмысляется в терминах современной цивилизации. А. Парщиков. И. Кутик».***
* Иванов Вяч. Вс. Очерки по истории семиотики в СССР. М.: Наука, 1976. C. 64.
** The moment of Self-Portrature in German Renaissance Art. Un. of Chicago Press, Ch. & London. Josef Leo Koener. «The Divine Hand».
*** Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. М.: Издание Р. Элинина, 2000. С.140.
Оставить комментарий