- Стихи и поэмы
- Проза
- Эссе
- Нулевая степень морали
- Аричкин
- Вверх ногами. Метаневесомость
- Байсун
- Топология переводчества. Где живет переводчик?
- Целесообразность
- Лошадь
- Сергей Шерстюк
- Снимаю не я, снимает камера
- 2000 кадров в секунду
- Пушкин
- Дигитальные русалки Матью Барни
- Подпись
- Предисловие к «Выбранному»
- Заметки к «Сельскому кладбищу»
- Крест-накрест
- Из письма Славе Курицыну
- Треугольник Урала
- Зольферайн. Шахты
- Людвиг Заменгоф
- Разное
- Эссе
- Переводы
- О поэте и письма
- Биография
- Письма
- Александру Давыдову
- Узкому кругу русских поэтов...
- Есть линии в американской л–ре...
- ... находить формы психологического времени
- Убийство Политковской ...
- ... кого деньги никогда не портили!
- ... видел фантастическую инсталляцию Ребекки Хорн
- ... мифы Барни прозвучали фантастически...
- Однажды я под влиянием книги Джулиана Спалдинга...
- Чефалу, это в 70 км. от Палермо...
- Но такой мощной публикации в США о Мета
- ... о новой антропологии с Д.А. Приговым
- ... стала манить литература о нейрофизиологии
- На выставке Клоссовски
- Попарт оказался совершенно "почвенным" искусством
- Украли мою веломашину
- Хочу поехать на Афон
- Я тоже не знаю как произносить точно Балтус
- ... самый загадочный мега-город Европы
- ... апофатический жест: образ через отрицание
- ... семинар по архитектуре в сто раз информативнее
- А я читал и перечитывал Эрвина Панофски
- В организованном пространстве всегда есть тайна
- Жарри был снижением, нечто вроде иронистов
- Здесь весь мир съезжается
- Это и произошло с платоновскими идеями
- И они презирают тех, кто продался
- На меня тратились десятки тысяч
- Но искусство это не естественное дело
- Ну, казачество есть и во мне
- Предстоит скорее всего операция
- Рейн отправляется в полицию
- С тех пор ничего подобного не было
- Страна стала чуть–чуть другой сейчас
- Теория облака
- Только литератору и лафа в Москве
- Эпигоны авангарда отталкивающие
- Это герметичность совсем другой природы
- ... статья Клемента Гринберга "Авангард и китч"
- ... цикл "Дирижабли"
- Алхимия
- Пресса пугает народными волнениями
- Это гибкая, тончайшая проза
- Вадиму Месяцу
- ... невозможно сопротивляться мифологической гравитации
- ... кое–где говорить о доблести русского оружия
- Хорошо бы поднимать отечественную нонфикшн
- ... туда входят не только поэты, но и византийские богословы
- ... я читал сегодня и "Бестиария" Тимофея, 5–й век
- У Хьюза есть великолепное перечисление имён собак
- Третий пантеон
- ... ощущение параллельной жизни всех исторических слоёв
- У нас карнавал в Кёльне
- Он всю жизнь обживал пустоты
- Я делаю чёрно–белые отпечатки
- Эти игрушки в основном отвратительны
- ... страшнее российского телевизора
- ... родные города не меняются
- ... правами на эксклюзивные публикации вновь написанного
- ... изматывающих нервы медицинских экзаменов
- ... в поэзии я встречаю "русский язык для иностранцев"
- ... заменяет сухой и точный Крым
- ... о поэзии русского метареализма
- А книга захватывающая и за ней драма и мука
- Береговая линия от Ниццы до Генуи
- Следим за состоянием Д.А. Пригова
- Сплошной action
- ... вы в том же домике с цветком на подоконнике
- ... и дух не находит ответа у судьбы
- ... мероприятие, куда приглашаются московские поэты
- ... национализм не титульной нации
- ... не исчезло из европейских характеров
- ... прошлое требует участия
- ... табу на миф в Германии
- А поколение Хендрика Джексона
- Аутентичность и восприятие
- Разговаривать–то я начал
- Уже лет 15 верлибр спущен с поводка
- Это огромная трата своего запаса
- Я бы хотел, чтобы она повидалась с этом врачом
- Я валяюсь в клинике в Гамбурге
- Я оч. хочу в Венецию
- Татьяне Щербине
- ... абстрактное понятие даёт визуальную форму
- ... мы видим Запад как устойчивый знаковый ряд
- ... чудесную по идиотизму рецензию
- "Пишущая машинка как зубы Дракулы"
- ... случай тектонических перемен в одном человеке
- ... матрас пока ещё обладает гораздо более выраженной индивидуальностью
- ... он признался, что любит поздние циклы Заболоцкого
- Этот драматизм возраста у Балтуса доведён до нерва
- ... коммуникации, живущие вне политического дискурса
- ... скажут богачам, чтоб не в музеи вкладывали, а в оборонку
- Михаилу Эпштейну
- Александру Давыдову
- Журнал «Комментарии»
- Юрий Арабов
- Владимир Аристов
- Евгений Бунимович
- Светлана Васильева
- Игорь Ганиковский
- Александр Давыдов
- Дмитрий Драгилёв
- Аркадий Драгомощенко
- Екатерина Дробязко
- Иван Жданов
- Александр Иличевский
- Илья Кукулин
- Андрей Левкин
- Вадим Месяц
- Олег Нарижный
- Дарлин Реддевей
- Владимир Салимон
- Андрей Тавров
- Джон Хай
- Марк Шатуновский
- Татьяна Щербина
- Михаил Эпштейн
- Журнал «НЛО»
- Поэтическая конференция и чтения на КрЯКК-2013
- Разные источники
- Вечер памяти Алексея Парщикова в Петербурге
- Вечер поэта и переводчика Хендрика Джексона
- Евгения Вежлян
- Дмитрий Драгилёв
- Екатерина Дробязко
- Елена Зейферт
- Александр Иличевский
- Виталий Кальпиди
- Андрей Коровин
- Алексей Королев
- Илья Кутик
- Леонид Латынин
- Андрей Левкин
- Денис Ларионов
- Александр Моцар
- Александр Самарцев
- Андрей Тавров
- Борис Херсонский
- Александр Шаталов
- Юлия Шералиева
- Сергей Соловьёв
- Найдено в сети (ссылки)
- Фото
- Видео
- Алексей Парщиков в фильме «День ангела»
- ART COLOGNE С Алексеем Парщиковым
- Парщиков интервьюирует Пригова
- Радио Свобода: «Парщиков: легенда»
- Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова
- Презентация книги «Кёльнское время»
- Алексей Парщиков: будущее восприятия
- Презентация книги «Минус-Корабль»
- Евгений Осташевский о знакомстве с Парщиковым
- Кристина Зейтунян о знакомстве с Парщиковым
- Митя Волчек о первой встрече с Парщиковым
- Михаил Йоссель о первой встрече с Парщиковым
- Михаил Ямпольский о не-метафорах у Парщикова
- Александр Иличевский вспоминает о Парщикове и читает «Нефть»
- Сергей Соловьёв читает мандалу Алексею Парщикову
- Илья Кутик читает «Четыре отрывка о Парщикове»
- Уэйн Чемблисс читает стихотворение «Сила» на английском
- Андрей Левкин читает стихотворение «Стража»
- Сергей Болмат об Алексее Парщикове - велосипедисте
- Хендрик Джексон читает «Лиман» на немецком
- Хендрик Джексон читает «Коты» на немецком
- Владимир Друк вспоминает Парщикова
- Григорий Стариковский о Парщикове
- Евгений Осташевский вспоминает Парщикова
- Людмила Вязмитинова о Парщикове
- Крисчиан Хауки читает «Коты» на английском
- Ульяна Вольф читает «Коты» на немецком
- Эссе Виталия Кальпиди «Чертеж Ангела»
- Семинар Елены Зейферт по поэзии Алексея Парщикова
- «Домашнее» видео 1999
- На главную
Румфиус
Мы живём в дни, когда вспоминается мрачная игрушка, — ослик, *
выпускающий из суставов оси и хорды,
нежные стебли, их можно сожрать, перекусывая узелки.
У него образуются две челюсти на вращающейся морде.
Постамент, на котором он держится, — не шприц, но снизу надавишь,
и он валится, как бруски в городки.
Мы читали о хлябях, но не подозревали, что горизонт настолько расшатан.
Земля бугрится, давит снизу на постаменты, словно ожили бурлаки подземных дюн.
В школе направишь лупу на инсекта, и он улетал, не приходя к прежним масштабам.
Над угольной кучей таращилась пара молекул, и мы узнавали ноздрями: юг.
Кто-то из нас положил фотокамеру на ночь навзничь, объективом в небо, стеречь планеты.
И воздушный шар застрял в сужающемся кверху колодце каменного двора.
Этот снимок сделала земля, теснящая постаменты.
...Когда пуговицу на тебе пришивают, закуси нитку, чтобы в памяти не осталась дыра.
И стали являться посланники в кинотеатрах, гимнастических залах и офисах.
Бестелесные, ощупью, шёпотом они обещали связать ли, соединить...
Так ослепший классификатор Румфиус
на индонезийском острове гладил сухих чудовищ и нанизывал их на нить.
Постепенно все чада пучины предстали ему исполином из канувшего завета
(в акватории этой же рухнул вниз подбородком и руки по швам — Люцифер),
заполняющимся стадионом, где на входе обшаривают у турникета.
Рыбы пунцовые, как на ветру в мармеладных сутанах.
Размытые
старты Натуры. Сечения сфер.
* Георг Румфиус, немецкий натуралист, ум. 1702 г. на острове Амбон Индонезийского архипелага.
Стихотворение громко
Стихотворение громко заявляет, что написавший эти строки - поэт не словесный, а исключительно фотографический. Причём фотограф талантливый, может быть, даже гениальный. Все виденные мною фотоработы этого поэта произвели на меня сильное впечатление, а вот стихи... Самое лучшее здесь, например, опять же про фотокамеру, положенную на ночь навзничь стеречь планеты и про колодец двора. Всё остальное во главе с улетевшим из школы инсектом - типичное вербальное, как, я уверен, сказал бы сам поэт (он любит это слово!) пижонство, как сказал бы Остап Бендер.
Это пример стихотворения, в
Это пример стихотворения, в котором читателю необходимо "разгадать" основную его тему, и всё становится на свои места (более-менее). Образный ряд здесь только на первый взгляд кажется случайным. В эвристических целях попытаюсь восстановить последовательность, в которой складывалась моя интерпретация.
1. Я вижу, что образ нити повторяется здесь в 1м, 3м и 4м четверостишиях. В 4м натуралист Румфиус нанизывает на нить животных. Отсюда я делаю предположение, что образ нити обозначает попытку человека познать природу, проклассифицировать животных и тд. Известная оппозиция человек-природа. Причём натуралист слеп, а в 5м четверостишии животные оборачиваются для него смесью инфернального и абсурдного – то есть исследование его проваливается. Я думаю: возможно, это стихотворение о невозможности познания природы человеком.
2. Встраиваются ли в эту интерпретацию другие образы? Читаю: «Мы читали о хлябях, но не подозревали, что горизонт настолько расшатан». После этой строки поэт говорит о том, что земля будто бы сама сопротивляется человеческому познанию.
3. Ещё раз: сшивание – попытка анализа. Пронизанный, сшитый ослик – это человеческая модель природы, которую сама же земля давит из-под низу. Нахожу в других строках: человек наводит лупу на насекомое, но оно бежит исследования, «не приходя к прежним масштабам» - не зря автор акцентирует на этом внимание. Подростки оставляют фотоаппарат на ночь, чтобы «стеречь планеты» - опять-таки, формулировка не случайна. Именно стеречь – познание здесь приравнивается к укрощению, подчинению. И вновь ничего не выходит, так как воздушный шар (человеческое изобретение) застревает в колодце двора и заслоняет обзор. «Этот снимок сделала земля, теснящая постаменты» - земля будто бы иронизирует на человеческой неудачей.
4. «...Когда пуговицу на тебе пришивают, закуси нитку, чтобы в памяти не осталась дыра» - здесь мне сложнее. Кажется, автор предупреждает о возможном пагубном исходе «сшивания», выражающемся в… когнитивном искажении? Методологической ошибке? Точность означаемого здесь не так важна. Но что значит «закуси нитку»? Значит ли это, что неудачи можно избежать, или всё-таки природа принципиально непознаваема по автору?
5. Осталась ещё одна не до конца ясная строка: «Над угольной кучей таращилась пара молекул, и мы узнавали ноздрями: юг». Она тоже о познании. Уголь у Парщикова имеет неопределённый статус – это больше человеческое или природное? (В пользу первого, кажется, говорит его «Угольная элегия», которая может помочь понять Румфиуса). Тогда, возможно, эта строка о том, что наше познание основано на нами же созданных объектах, которые мы принимаем за природу. Это и является причиной наших неудач.
В любом случае, мне кажется, что следует отталкиваться от темы, намеченной в 1м пункте. В дальнейшем ходе мысли я не так уверен, но, вроде бы, общая картина вырисовывается довольно ясно.
То есть это стихотворение – не набор звучных строк, здесь есть принцип, по которому они объединены, но определить его – задача читателя. Но и отдельные образы здесь восхищают. Мне особенно нравится стадион, «где на входе обшаривают у турникета», то есть уже не человек исследует природу, а она обшаривает его перед допуском к своему стадиону, к себе. В итоге она подчиняет его, а не наоборот. Очень красивая бытовая деталь внутри оригинального сравнения. Сравнения неявного, по всем канонам метареализма.
К сожалению, многие люди отказываются сопоставлять детали текста, чтобы хотя бы попытаться его проинтерпретировать. Парщиков заслуживает тщательного анализа – не общих замечаний по поводу творчества, а подробных комментариев к каждому отдельному стихотворению (пример: комментарии Гаспарова к Мандельштаму). Этого пока никто не сделал.
Оставить комментарий