- Стихи и поэмы
- Проза
- Эссе
- Нулевая степень морали
- Аричкин
- Вверх ногами. Метаневесомость
- Байсун
- Топология переводчества. Где живет переводчик?
- Целесообразность
- Лошадь
- Сергей Шерстюк
- Снимаю не я, снимает камера
- 2000 кадров в секунду
- Пушкин
- Дигитальные русалки Матью Барни
- Подпись
- Предисловие к «Выбранному»
- Заметки к «Сельскому кладбищу»
- Крест-накрест
- Из письма Славе Курицыну
- Треугольник Урала
- Зольферайн. Шахты
- Людвиг Заменгоф
- Разное
- Эссе
- Переводы
- О поэте и письма
- Биография
- Письма
- Александру Давыдову
- Узкому кругу русских поэтов...
- Есть линии в американской л–ре...
- ... находить формы психологического времени
- Убийство Политковской ...
- ... кого деньги никогда не портили!
- ... видел фантастическую инсталляцию Ребекки Хорн
- ... мифы Барни прозвучали фантастически...
- Однажды я под влиянием книги Джулиана Спалдинга...
- Чефалу, это в 70 км. от Палермо...
- Но такой мощной публикации в США о Мета
- ... о новой антропологии с Д.А. Приговым
- ... стала манить литература о нейрофизиологии
- На выставке Клоссовски
- Попарт оказался совершенно "почвенным" искусством
- Украли мою веломашину
- Хочу поехать на Афон
- Я тоже не знаю как произносить точно Балтус
- ... самый загадочный мега-город Европы
- ... апофатический жест: образ через отрицание
- ... семинар по архитектуре в сто раз информативнее
- А я читал и перечитывал Эрвина Панофски
- В организованном пространстве всегда есть тайна
- Жарри был снижением, нечто вроде иронистов
- Здесь весь мир съезжается
- Это и произошло с платоновскими идеями
- И они презирают тех, кто продался
- На меня тратились десятки тысяч
- Но искусство это не естественное дело
- Ну, казачество есть и во мне
- Предстоит скорее всего операция
- Рейн отправляется в полицию
- С тех пор ничего подобного не было
- Страна стала чуть–чуть другой сейчас
- Теория облака
- Только литератору и лафа в Москве
- Эпигоны авангарда отталкивающие
- Это герметичность совсем другой природы
- ... статья Клемента Гринберга "Авангард и китч"
- ... цикл "Дирижабли"
- Алхимия
- Пресса пугает народными волнениями
- Это гибкая, тончайшая проза
- Вадиму Месяцу
- ... невозможно сопротивляться мифологической гравитации
- ... кое–где говорить о доблести русского оружия
- Хорошо бы поднимать отечественную нонфикшн
- ... туда входят не только поэты, но и византийские богословы
- ... я читал сегодня и "Бестиария" Тимофея, 5–й век
- У Хьюза есть великолепное перечисление имён собак
- Третий пантеон
- ... ощущение параллельной жизни всех исторических слоёв
- У нас карнавал в Кёльне
- Он всю жизнь обживал пустоты
- Я делаю чёрно–белые отпечатки
- Эти игрушки в основном отвратительны
- ... страшнее российского телевизора
- ... родные города не меняются
- ... правами на эксклюзивные публикации вновь написанного
- ... изматывающих нервы медицинских экзаменов
- ... в поэзии я встречаю "русский язык для иностранцев"
- ... заменяет сухой и точный Крым
- ... о поэзии русского метареализма
- А книга захватывающая и за ней драма и мука
- Береговая линия от Ниццы до Генуи
- Следим за состоянием Д.А. Пригова
- Сплошной action
- ... вы в том же домике с цветком на подоконнике
- ... и дух не находит ответа у судьбы
- ... мероприятие, куда приглашаются московские поэты
- ... национализм не титульной нации
- ... не исчезло из европейских характеров
- ... прошлое требует участия
- ... табу на миф в Германии
- А поколение Хендрика Джексона
- Аутентичность и восприятие
- Разговаривать–то я начал
- Уже лет 15 верлибр спущен с поводка
- Это огромная трата своего запаса
- Я бы хотел, чтобы она повидалась с этом врачом
- Я валяюсь в клинике в Гамбурге
- Я оч. хочу в Венецию
- Татьяне Щербине
- ... абстрактное понятие даёт визуальную форму
- ... мы видим Запад как устойчивый знаковый ряд
- ... чудесную по идиотизму рецензию
- "Пишущая машинка как зубы Дракулы"
- ... случай тектонических перемен в одном человеке
- ... матрас пока ещё обладает гораздо более выраженной индивидуальностью
- ... он признался, что любит поздние циклы Заболоцкого
- Этот драматизм возраста у Балтуса доведён до нерва
- ... коммуникации, живущие вне политического дискурса
- ... скажут богачам, чтоб не в музеи вкладывали, а в оборонку
- Михаилу Эпштейну
- Александру Давыдову
- Журнал «Комментарии»
- Юрий Арабов
- Владимир Аристов
- Евгений Бунимович
- Светлана Васильева
- Игорь Ганиковский
- Александр Давыдов
- Дмитрий Драгилёв
- Аркадий Драгомощенко
- Екатерина Дробязко
- Иван Жданов
- Александр Иличевский
- Илья Кукулин
- Андрей Левкин
- Вадим Месяц
- Олег Нарижный
- Дарлин Реддевей
- Владимир Салимон
- Андрей Тавров
- Джон Хай
- Марк Шатуновский
- Татьяна Щербина
- Михаил Эпштейн
- Журнал «НЛО»
- Поэтическая конференция и чтения на КрЯКК-2013
- Разные источники
- Вечер памяти Алексея Парщикова в Петербурге
- Вечер поэта и переводчика Хендрика Джексона
- Евгения Вежлян
- Дмитрий Драгилёв
- Екатерина Дробязко
- Елена Зейферт
- Александр Иличевский
- Виталий Кальпиди
- Андрей Коровин
- Алексей Королев
- Илья Кутик
- Леонид Латынин
- Андрей Левкин
- Денис Ларионов
- Александр Моцар
- Александр Самарцев
- Андрей Тавров
- Борис Херсонский
- Александр Шаталов
- Юлия Шералиева
- Сергей Соловьёв
- Найдено в сети (ссылки)
- Фото
- Видео
- Алексей Парщиков в фильме «День ангела»
- ART COLOGNE С Алексеем Парщиковым
- Парщиков интервьюирует Пригова
- Радио Свобода: «Парщиков: легенда»
- Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова
- Презентация книги «Кёльнское время»
- Алексей Парщиков: будущее восприятия
- Презентация книги «Минус-Корабль»
- Евгений Осташевский о знакомстве с Парщиковым
- Кристина Зейтунян о знакомстве с Парщиковым
- Митя Волчек о первой встрече с Парщиковым
- Михаил Йоссель о первой встрече с Парщиковым
- Михаил Ямпольский о не-метафорах у Парщикова
- Александр Иличевский вспоминает о Парщикове и читает «Нефть»
- Сергей Соловьёв читает мандалу Алексею Парщикову
- Илья Кутик читает «Четыре отрывка о Парщикове»
- Уэйн Чемблисс читает стихотворение «Сила» на английском
- Андрей Левкин читает стихотворение «Стража»
- Сергей Болмат об Алексее Парщикове - велосипедисте
- Хендрик Джексон читает «Лиман» на немецком
- Хендрик Джексон читает «Коты» на немецком
- Владимир Друк вспоминает Парщикова
- Григорий Стариковский о Парщикове
- Евгений Осташевский вспоминает Парщикова
- Людмила Вязмитинова о Парщикове
- Крисчиан Хауки читает «Коты» на английском
- Ульяна Вольф читает «Коты» на немецком
- Эссе Виталия Кальпиди «Чертеж Ангела»
- Семинар Елены Зейферт по поэзии Алексея Парщикова
- «Домашнее» видео 1999
- На главную
Какую ты хотел бы
Человек носит смерть, как мину. Если её тиканье выходит на первый план, носитель - не жилец. Лёша был «жилец». Был - несправедливая форма модальности. При нём всегда что-то кочегарилось интенсивней.
Человек носит смерть, как мину. Если её тиканье выходит на первый план, носитель - не жилец. Лёша был «жилец». Был - несправедливая форма модальности. При нём всегда что-то кочегарилось интенсивней. По типу воспроизведения Алексей исследователь, инсталлятор, и только на этом основании художник. Где-то между Дюрером и Параджановым. Знакомились мы в два приема. То есть, я увидел его в ЦДРИ 23 декабря 1979-го участником «банды четырёх» (+ Жданов, Левчин и Ерёменко) против гвардейцев МГУ (Шатуновский, Бунимович, Гандлевский, Кенжеев). Задела фраза: «Стригут овцу, а получается голубь». «А умирает голубь» - уточнил я тет-а -тет спустя два с лишним года ему в лицо. «Это уже метафизика другого рода», - согласился Лёша в принципе. А тогда в марте-82 у Кирилла после чтения «Новогодних строчек» я подошел, чтобы просто выразить восторг.
Есть соблазн извлечь из него «геном-цитату» (пусть биологи поправят насчёт генома). У гениального мастерового Платонова расхватаннее всего вот эта: «Без меня народ неполный». Или чуть в тени: «В каждом человеке есть обольщение собственной жизнью, этим люди и держатся». Нарыть можно полным-полно таких же, вроде бы, но мне достаточно. Из Лёши уже нет сил вынимать «А что такое море? Это свалка велосипедных рулей» - вырастает из неё целый куст интерпретаций. Но и первый план (так почти во всём) убеждает. Или такая: «Лицо, как лассо на мираж» (из «Удоды»). Опять же, место слишком общее - Лёша не цеплял готовую реальность, а точно бы заполнял ПУСТЫЕ ПОКА ЧТО ДЛЯ НЕЁ ЯЧЕЙКИ, наворачивая лабиринт, башню, прозрачный резервуар. В этом, собственно, и состоял принцип метареализма. Конечно, «мета» смелый аванс. «Вперёдреализма» было бы точнее. Но зачем усложнять. Вместо этого я высказывал ему в лицо «самодвижущиеся» оценки, обновляя при каждой встрече, пока он был достижим.
Он услышал и про подростка, который в отсутствии родителей раскрывает все шкафы, начиная с комода, роется в сундуках, сливает реактивы, берёт, всё, что под рукой, главное же - цепко всматривается, не всегда сохраняя пуповину с замыслом. В риске «несохранения» есть свой кайф, примиряющий «с вакуумом, Аввакума с Никоном» - далее по списку. В конце концов родители забыты. Они в театре и не возвращаются из театра. А в квартире - живой разгром. Её стены развёрнуты и по ним свиcтишь на мотоцикле, поскольку «ножницы меж временем и пространcтвом» уже шире некуда. К подростку вернусь, а чтобы не забыть, сверну на Одиссея.
Если поставить всё написанное Парщиковым на попа - будет Книга Странствий. Книга длинного носа и параболических глаз. Менее других качеств кажется развитым слух - почти нет интереса к музыке, в ней почвы маловато, утренних «чистокровных» карьеров, чёрных сомов (ходов из спальни на луну). Бескорыстно привлекает инженерная и оцифрованная стихия. То и дело изобретаются новые фототехники, сеть новых техник. Стыдливым образом в эти сети на какой-то миг попадает и любовь, но Золушкой без принца и кареты (он сторонился темы, которая уязвляла. Иногда отзывался о ней, применительно к собеседнику – «приключение»).
Да, из этой человеческой в чем-то слабости Алеша ухитрился вывернуться колоссом. Он взял тончайшим и почти беспорядочным уплотнением Вселенной, как ребёнок, сам себя уводящий от сосредоточенности на чем-то одном, чтобы не канючить. Отсутствие наполнилось дарами иной природы, творимой ежесекундно, чтобы не застыть подобно Лоту, надо было беспрестанно набрасывать лассо на мираж, до самозабвения. Так поступал бы Орфей, не признающий ада, Орфей-сталкер, Орфей-Санчо Панса обездонкихоченный.
Риск в том, что лирике пригодятся крохи Лёшиных открытий, она гораздо живучее, нежели предполагают концептуалисты, занятые мёртвым материалом. Алёшино от этих мастеров отличие - поэтический родничок. Он так и не зарос. Беспрестанный поиск мысленных опор, их голография всё же и почему-то нуждалась в рифмах, ассонансах, внутренних рифмах, как бы бесцельном жонглировании («приплясывании», по Л. Толстому). Бескорыстие исследовательского занудства накладывалось на бескорыстие средств. Пусть не давалась воля, но в демократической системе мер, противовесов и сдержек всему нашлось место, как на университетском party. Алексей, к примеру, мог снисходительно говорить о Православии, об ортодоксии практической, о шорах и прочем багаже (хотя чаще отделывался почтительным кивком), но чуял ОБЖИГАНИЕ верой. Нужно лишь навести магнит на как бы проброшенное, это ярче в ранних коротких вещах, где мгновенный выпад спасал от расцентровки. Он признавался, что и «проблема финиша существует почти всегда». Действительно, компактная корзинка стиха легка на помин символики, язык торопит и не даёт растечься. Хотя ребёнку символы скучны - ведь так много ещё неотворённого! Но что дальше? На каком-то этапе рождается ороговевший рубец, граница. Битов пометил эту погранполосу районом 27 лет. Определив, что потом либо вечная повторяемость, либо безвозвратный рост.
А вот растворена ли в своих постройках личность, либо это инь-янь?
![]() |
Алексей Парщиков |
«Мощное око взирает в иные мира» (Вознесенский, 1961). Лёша ключевым образом пробуждал своё «мощное око», по моим подсчетам, пять раз: «Новогодние строчки», «Землетрясение в бухте Ц», «Я жил на поле Полтавской битвы», «Реквием другу» и «Деньги». В каждом рельефно присутствие универсализма - сквозной фабулы, барочного богатства и незавершенности. И, что может быть важнее для апологетов и отворачивающихся (таких немало, и по закону дополнения они более чем необходимы), наука вписана в континуум, а не кричит на мачте юнгой. Есть в этом замах на реинкарнацию Леонардо, на возрожденческий апокриф. Наука имеет свойство самодостаточного охотничьего пса. Стиховая структура не дает науке растечься по добычам. Это и незримый поводок, и подзывы, и тёплое хозяйское плечо. Наука может и улететь в свои дебри, ей всё равно, что и кого искать, выгрызать ли из глинозема железо времен Алариха, плыть ли с уткой в зубах посреди сгущаемых велорулей. Наука становится початком стиха, уступая сенсорным функциям (а вовсе не наоборот). И в каждой из пяти таких функций (по числу пальцев) есть отвязанный симбиоз, ворожба, что ярче всего проявлено «Бухтой»: распадутся печати/ вспыхнут наши кровати/ птица окликнет трижды/ останемся неподвижны.... - зрение перешло в звук богатейшей грибницей - вот, собственно, почему всё же стихи, а не просто тексты.
Как только его не стало с нами физически, энергия присутствия раскрыла все створки, все карманы. Кажется невероятным, число друзей и подбирателей за ним слов. Похожих на того, кто «посетил Луну и даже ею был». Летом-85 у меня была с ним прогулка вдоль нынешнего Третьего Кольца, начиная от Загородного шоссе до Филёвской ветки метро. Шли по гребню, полдень висел на почти верёвке, как раздуваемое бельё - и, стало быть, время было по ИисусНавиновски остановлено. Вокруг дышали горелая трава Ленинских-Воробьёвых, качели, трамвайчики, бензовозы, антрацитные склоны - всё, что Алёша мог бы развить, наблюдая, пока разговор шёл в проторённом русле женитьб-разводов и кто куда чего и сколько напечатал. Наверняка развил, но запомнился почему-то лишь интерес к теме книги. Единственной книги.
«Какую хотел бы ты написать» (слышалось – «оставить после себя»)?
Тогда я смешался. Догадываясь (хотелось бы думать), что никаких «после нас» не бывает. Единственное – это СЕЙЧАС. Чистая сфера сна с разинутым ртом, прошедшая сквозь кассу (таможню) самоуничтожения (пусть якобы пройдя) и увеличенная, словно вещь, вынутая из воды. Опять же, саморазвивающаяся, как посмертный Пушкин. Ставший воздухом. Но и облик не потерявший.
Кстати, в совпадающих (физически) годах вылитый «наше всё» - Парщиков недаром приглашался на кинопробы Хуциева, где был до неотличимости подгримирован, однако, фильма нет и не будет, затмение не состоялось, после 200-летия же фокус нырнул за периферию. Но в поэзии, как и в России, надо жить долго, чтобы сходство «попало». А именно: универсализм, «Ты царь, живи один», забота (вопреки подростковой разбросанности) об устроении личного уклада, его итоговая невозможность вплоть до «и с отвращением читая жизнь свою/ я трепещу (ключевой глагол, наиболее жгуче-священный) и проклинаю (ведь и Пушкин, скорее, обозначал действие, чем переходил в его веру, исследовательски дуэлянтствуя, пока это не завершилось Дантесом). Параллель с Дантесом хромает. Но должно же что-то и хромать. Француз – фигура случая. Мираж, до которого лассо не долетело. Ещё расплывчатее – рок и социум. Когда осознаётся переливание себя в единственную после себя же книгу – нет вины, нет и виноватых.