- Стихи и поэмы
 - Проза
- Эссе
- Нулевая степень морали
 - Аричкин
 - Вверх ногами. Метаневесомость
 - Байсун
 - Топология переводчества. Где живет переводчик?
 - Целесообразность
 - Лошадь
 - Сергей Шерстюк
 - Снимаю не я, снимает камера
 - 2000 кадров в секунду
 - Пушкин
 - Дигитальные русалки Матью Барни
 - Подпись
 - Предисловие к «Выбранному»
 - Заметки к «Сельскому кладбищу»
 - Крест-накрест
 - Из письма Славе Курицыну
 - Треугольник Урала
 - Зольферайн. Шахты
 - Людвиг Заменгоф
 
 - Разное
 
 - Эссе
 - Переводы
 - О поэте и письма
- Биография
 - Письма
- Александру Давыдову
- Узкому кругу русских поэтов...
 - Есть линии в американской л–ре...
 - ... находить формы психологического времени
 - Убийство Политковской ...
 - ... кого деньги никогда не портили!
 - ... видел фантастическую инсталляцию Ребекки Хорн
 - ... мифы Барни прозвучали фантастически...
 - Однажды я под влиянием книги Джулиана Спалдинга...
 - Чефалу, это в 70 км. от Палермо...
 - Но такой мощной публикации в США о Мета
 - ... о новой антропологии с Д.А. Приговым
 - ... стала манить литература о нейрофизиологии
 - На выставке Клоссовски
 - Попарт оказался совершенно "почвенным" искусством
 - Украли мою веломашину
 - Хочу поехать на Афон
 - Я тоже не знаю как произносить точно Балтус
 - ... самый загадочный мега-город Европы
 - ... апофатический жест: образ через отрицание
 - ... семинар по архитектуре в сто раз информативнее
 - А я читал и перечитывал Эрвина Панофски
 - В организованном пространстве всегда есть тайна
 - Жарри был снижением, нечто вроде иронистов
 - Здесь весь мир съезжается
 - Это и произошло с платоновскими идеями
 - И они презирают тех, кто продался
 - На меня тратились десятки тысяч
 - Но искусство это не естественное дело
 - Ну, казачество есть и во мне
 - Предстоит скорее всего операция
 - Рейн отправляется в полицию
 - С тех пор ничего подобного не было
 - Страна стала чуть–чуть другой сейчас
 - Теория облака
 - Только литератору и лафа в Москве
 - Эпигоны авангарда отталкивающие
 - Это герметичность совсем другой природы
 - ... статья Клемента Гринберга "Авангард и китч"
 - ... цикл "Дирижабли"
 - Алхимия
 - Пресса пугает народными волнениями
 - Это гибкая, тончайшая проза
 
 - Вадиму Месяцу
- ... невозможно сопротивляться мифологической гравитации
 - ... кое–где говорить о доблести русского оружия
 - Хорошо бы поднимать отечественную нонфикшн
 - ... туда входят не только поэты, но и византийские богословы
 - ... я читал сегодня и "Бестиария" Тимофея, 5–й век
 - У Хьюза есть великолепное перечисление имён собак
 - Третий пантеон
 - ... ощущение параллельной жизни всех исторических слоёв
 - У нас карнавал в Кёльне
 - Он всю жизнь обживал пустоты
 - Я делаю чёрно–белые отпечатки
 - Эти игрушки в основном отвратительны
 - ... страшнее российского телевизора
 - ... родные города не меняются
 - ... правами на эксклюзивные публикации вновь написанного
 - ... изматывающих нервы медицинских экзаменов
 - ... в поэзии я встречаю "русский язык для иностранцев"
 - ... заменяет сухой и точный Крым
 - ... о поэзии русского метареализма
 - А книга захватывающая и за ней драма и мука
 - Береговая линия от Ниццы до Генуи
 - Следим за состоянием Д.А. Пригова
 - Сплошной action
 - ... вы в том же домике с цветком на подоконнике
 - ... и дух не находит ответа у судьбы
 - ... мероприятие, куда приглашаются московские поэты
 - ... национализм не титульной нации
 - ... не исчезло из европейских характеров
 - ... прошлое требует участия
 - ... табу на миф в Германии
 - А поколение Хендрика Джексона
 - Аутентичность и восприятие
 - Разговаривать–то я начал
 - Уже лет 15 верлибр спущен с поводка
 - Это огромная трата своего запаса
 - Я бы хотел, чтобы она повидалась с этом врачом
 - Я валяюсь в клинике в Гамбурге
 - Я оч. хочу в Венецию
 
 - Татьяне Щербине
- ... абстрактное понятие даёт визуальную форму
 - ... мы видим Запад как устойчивый знаковый ряд
 - ... чудесную по идиотизму рецензию
 - "Пишущая машинка как зубы Дракулы"
 - ... случай тектонических перемен в одном человеке
 - ... матрас пока ещё обладает гораздо более выраженной индивидуальностью
 - ... он признался, что любит поздние циклы Заболоцкого
 - Этот драматизм возраста у Балтуса доведён до нерва
 - ... коммуникации, живущие вне политического дискурса
 - ... скажут богачам, чтоб не в музеи вкладывали, а в оборонку
 
 - Михаилу Эпштейну
 
 - Александру Давыдову
 - Журнал «Комментарии»
- Юрий Арабов
 - Владимир Аристов
 - Евгений Бунимович
 - Светлана Васильева
 - Игорь Ганиковский
 - Александр Давыдов
 - Дмитрий Драгилёв
 - Аркадий Драгомощенко
 - Екатерина Дробязко
 - Иван Жданов
 - Александр Иличевский
 - Илья Кукулин
 - Андрей Левкин
 - Вадим Месяц
 - Олег Нарижный
 - Дарлин Реддевей
 - Владимир Салимон
 - Андрей Тавров
 - Джон Хай
 - Марк Шатуновский
 - Татьяна Щербина
 - Михаил Эпштейн
 
 - Журнал «НЛО»
 - Поэтическая конференция и чтения на КрЯКК-2013
 - Разные источники
- Вечер памяти Алексея Парщикова в Петербурге
 - Вечер поэта и переводчика Хендрика Джексона
 - Евгения Вежлян
 - Дмитрий Драгилёв
 - Екатерина Дробязко
 - Елена Зейферт
 - Александр Иличевский
 - Виталий Кальпиди
 - Андрей Коровин
 - Алексей Королев
 - Илья Кутик
 - Леонид Латынин
 - Андрей Левкин
 - Денис Ларионов
 - Александр Моцар
 - Александр Самарцев
 - Андрей Тавров
 - Борис Херсонский
 - Александр Шаталов
 - Юлия Шералиева
 - Сергей Соловьёв
 
 - Найдено в сети (ссылки)
 
 - Фото
 - Видео
- Алексей Парщиков в фильме «День ангела»
 - ART COLOGNE С Алексеем Парщиковым
 - Парщиков интервьюирует Пригова
 - Радио Свобода: «Парщиков: легенда»
 - Фигуры интуиции: поэтика Алексея Парщикова
 - Презентация книги «Кёльнское время»
 - Алексей Парщиков: будущее восприятия
 - Презентация книги «Минус-Корабль»
- Евгений Осташевский о знакомстве с Парщиковым
 - Кристина Зейтунян о знакомстве с Парщиковым
 - Митя Волчек о первой встрече с Парщиковым
 - Михаил Йоссель о первой встрече с Парщиковым
 - Михаил Ямпольский о не-метафорах у Парщикова
 - Александр Иличевский вспоминает о Парщикове и читает «Нефть»
 - Сергей Соловьёв читает мандалу Алексею Парщикову
 - Илья Кутик читает «Четыре отрывка о Парщикове»
 - Уэйн Чемблисс читает стихотворение «Сила» на английском
 - Андрей Левкин читает стихотворение «Стража»
 - Сергей Болмат об Алексее Парщикове - велосипедисте
 - Хендрик Джексон читает «Лиман» на немецком
 
 - Хендрик Джексон читает «Коты» на немецком
 - Владимир Друк вспоминает Парщикова
 - Григорий Стариковский о Парщикове
 - Евгений Осташевский вспоминает Парщикова
 - Людмила Вязмитинова о Парщикове
 - Крисчиан Хауки читает «Коты» на английском
 - Ульяна Вольф читает «Коты» на немецком
 - Эссе Виталия Кальпиди «Чертеж Ангела»
 - Семинар Елены Зейферт по поэзии Алексея Парщикова
 - «Домашнее» видео 1999
 
 - На главную
 
Нефть за стеклом
На наши воспоминания об ушедшем человеке покрывалом ложится ностальгия: мы смотрим сквозь призму какого-то главного нашего ощущения, толчка, связанного с ним.
Мы стараемся удержать “свой” образ живым и подвижным, но покрывало, сотканное из рассказов и воспоминаний, прилегает к его лицу. Закрепленное с четырех и более сторон, оно уже не пропускает воздух. Так получается маска...
Если я и хочу рассказать о первой моей встрече с Алексеем Парщиковым, то, уж во всяком случае, не из сентиментальных соображений, а потому, что она проливает свет на его поэзию и его видение мира.
Я переводил “Нефть” для мюнхенского журнала “Акценты”. Встретились мы в Кёльне, где Алексей жил и где я бывал в то время довольно часто.
Его стихи, которые считались сложными, были для меня по большей части вообще непонятны. Я воспринимал их как поэтику аллюзий и реминисценций с темными метафорами и многозначными пропусками. (Так Делёз в философских построениях своей нелинейной теории жертвовал промежуточными звеньями ради сохранения темпа.)
Бывают разные “темноты” в стихах. Напыщенная и надуманная или, напротив, таинственная, загадочная недоговоренность. Я понимал, что в его стихах кроется (или надежно скрывается?) какая-то иная сущность. Мне казалось лишь, что она не всегда удачно выражена.
Так что настроен я был критически, блокнот мой был испещрен вопросами к автору.
И вот тут произошло неожиданное. Наша первая встреча и стала тем внутренним толчком, камертоном, который звенит и сейчас, отдаваясь глубоко внутри чистым и до боли прекрасным звуком.
Не потому вовсе, что я встретил “Поэта” Парщикова. И даже не потому, что нас, как водится, по-писательски побратал алкоголь (он не пил ни капли спиртного, только обязательный эспрессо на столе).
Я не скажу даже, что мы “зажглись” друг от друга как поэты. Не надо мифов — они не нужны, потому что произошедшее само по себе удивительно.
По ходу нашей беседы мне становилось ясно, что я нашел друга, удивительного собеседника, вдохновенного, с незамутненным восприятием.
Он настолько тонко и блестяще “рассказывал” свои стихи, что эти комментарии оказывались в каком-то смысле интереснее самих текстов. Пазл за пазлом собирал он разрозненные изображения, пока в моей голове не сложилась картина. Стихи не дополнялись, а, казалось, продлевались его рассказом.
Я ощущал нарратив (одно из любимых слов Парщикова) как продолжение стихов человека, который может по своему желанию продлевать и расширять смыслы.
Так сидели мы в кафе на кёльнских “рингах” (бульварах) и обговаривали, строчка за строчкой, его удивительное стихотворение “Нефть”.
Слышал я позже и осторожные сомнения: “Не настораживает ли, если комментарии поэта кажутся интереснее его стихов?”
Несомненно, стихи Парщикова отличает “сделанность”, выстроенность, он переформатирует найденные им эмоции, образы, впечатления (совсем по-другому происходит у концептуалистов, использующих “пустые формы и оформленную пустоту”). Лирика Парщикова вся наполнена сжатыми образами и абстракциями, что происходит вовсе не от желания закодировать, зарифмовать или опоэтизировать банальность. Наоборот, в основе его стихов всегда образы, опыты или размышления, которые сами по себе так же прозрачно-ясны, как и поэтичны.
Его мало интересовали идеи, сентиментальные рефлексии или поэтическое описание как таковые. Я думаю, его завораживала философская, то есть первооткрывательская (с восторгом первого удивления), сторона вещей. Полный загадок Целан был ему так же далек (если не чужд), как и джойсовский поток сознания. Его любимой книгой был “Человек без свойств” Музиля.
Парщиков складывал собранные им образы и мысли под стекло и наблюдал их годами, как юный натуралист и, одновременно, как ученый-естественник. Даже если они там “бродили” и пенились.
Он прекрасно понимал, что форма рассказа позволяет легче усвоить идеи, но понятными они от этого не становятся. Тот восторженный энтузиазм, с которым он воплощал в идеи все формы существования, будь то техника, животные, фотографии, требовал иной конфигурации.
Когда он поэтически препарировал явления и предметы, то возникающая в результате центростремительная сила стихотворения оказывалась, парадоксальным образом, ближе к тому первому изумлению новооткрывателя, чем “обезвреженное” и линейное исполнение.
У него вызывали восторг интеллектуальные виртуальности, бесконечные варианты связей, казалось, несоединимых вещей. Ему было интересно, как связаны друг с другом знаки, как проложен подводный кабель под видимой частью архипелага. В этом смысле он был настоящим метареалистом, то есть антипсихологичным поэтом. Он шел за Объективным, следуя мнимо субъективным впечатлениям и воздушным потокам, и искал нулевую точку поэтического усвоения (и присвоения) мира, с которой начинается хоровод Вселенных.
Его метод поэтического приближения — это метод ученого с тысячекратно увеличивающей лупой в руке. Он выворачивал себя наизнанку: “…набиты битком / их вечнозелёные, нервные, склизкие шкуры” (“Элегия”). Отсюда идут мнимая “сделанность” и “темноты” парщиковских стихов, их перекрещивающийся, переплетающийся синтаксис, который, отчасти, и затрудняет чтение. Лежащие в основе кристально-четкие изображения и естественное природное восприятие соединяются и переплавляются в поэтическом тигле, и все это — часть поэтического процесса, в конце которого оказывается сам Предмет, и в то же время — его метареалистическое осмысление.
И этим тайным родством освещаются все поэтические образы.
В постоянном общении с ним учился я читать его стихи, а он — мои, которые в результате тоже начал переводить. В конце концов, мне кажется, я стал его понимать. И однажды, после долгих часов, проведенных за переводом его стихов, забредя в соседний двор, где день напролет распевали свои мантры кришнаиты, я написал стихотворение об этом метареалистическом человеке и его уникальном строении глаза. Написал так, как чувствовал его, и посвятил ему эти стихи. Алеша начал переводить их на русский язык.
Второе представленное здесь стихотворение появилось благодаря одному его подарку. “В этом leatherman с названием “Спирит”, — вдохновенно фантазировал Алеша, — собраны все движения мира”. Это было характерно для него — желание и способность вывести ВСЕ из ВСЕГО, создать такую форму, где граница реальности, как в стихотворении “Минускорабль”, реальной была бы лишь отчасти, чтобы “границу этой реальности сдвигала Шахерезада”.
Я подхватил эту игру и тоже стал воображать себе разные фигуры из лезвий перочинного ножа, хотя, если честно, больше всего меня зацепило само это колеблющееся понятие “Спирит” (“Дух”), которое в стихотворении играет и переливается всевозможными оттенками смысла, указывая как на ремесленный инструмент, так и на зловещую тень.
Перевод с немецкого Светланы Шрон
* * *
Алексею Парщикову
Передо мной возникла кукла, вернее — куклы сотворили кукол. Пучеглазые дылды, пестрые как матрешки, раскрашенные мазилой. Платочки зелено-оранжевые, нелепые обноски, талии стянуты, затянутые
щелкунчики, страшно опять стать ребенком, спотыкаясь в махровом чужом тепле
В далекое царство Бабамбабулы, голого короля всех декораций мира.
В душном чаду благовоний и песнопений стерты очертания наши.
А там, вдалеке, двигалось по аллее стадо, теряя своих собратьев;
Топот в ночи, комья земли на языке, в кусты б помочиться.
“Вот мой номер… итого, после всех вычетов, нищий”.
Лиловые накидки и изогнутые спины слуг, подающих остывший склеенный рис.
И снова шум волн, рука погружается в глубокую голубизну, бушующий рай,
Внезапный яркий свет: взлетают вымпелы фонарей, раскачивается их маятник.
Перевод с немецкого Светланы Шрон
SPIRIT
плечом к плечу или ногами на ширине плеч: эти клещи
члены разводят, две половинки луны восходят одна в другой
— и одна из другой происходят: калейдоскоп
из грузных стрекоз и прищепок — фигуры
летящие. одна открывает доступ к темным спиралям
пьянства, другая вторгается остро, колом таранным
покуда лоно не взвоет, третья точит и режет.
Терки с зубцами как рыбы летящие друг за другом нанизанные
на бечеве, кит — другая серебряная луна, широкий
с доброжелательной пастью, к нему примыкает мастер
за- и ввертывания, — вкручивания, всверливается
в ляжки, в равноугольные жесткие доски
цапает коготь какой-то, колется что-то, до крови, металлами
лезвия блещут в темницах: духи мы, духи
Перевод с немецкого Дмитрия Драгилёва